АНАГОГИЯ

АНАГОГИЯ
(от греч. - вести вверх, возводить) - метод православной философии, предполагающий синтетическое (рационально-интуитивное, философско-художественное) познание, исходящее из цели рассматриваемого предмета и синергических (см. Синергизм) намерений мыслящего субъекта. Представляет собой высший уровень библейской экзегетики (объяснения и толкования библейских текстов), направленной на выяснение духовной цели Священного писания. Наибольшее развитие А. получила в восточно-христианской традиции, особенно в творениях Григория Нисского и Симеона Нового Богослова. В России она стала известна в основном благодаря соч. Максима Грека с его утверждением "духа" истины, в к-ром человек живет "всем своим существом". В творческом наследии митрополита Московского Платона (Левшина) А. приобрела метафизическое значение, получив трансцендентное и конкретно-онтологическое обоснование в характерном для отрицательного (апофатического, мистического) богословия допущении "тайны" Бога и со-бытийной "тайны" человека в их не менее таинственной взаимосвязи. Все это предполагает антиномический характер анагогического познания, органически исключающего фанатическую претензию на обладание абсолютной и универсальной истиной. Центр тяжести переносится на антропоцентрическое постижение конкретного со-бытия познающего с помощью внутренней целостности его душевных сил: воли, памяти и разума. На этом пути обретается персонифицированная истина "полного и живого со-бытия человека", или его "духа". Процесс такого познания начинается с воспоминания врожденных представлений о своем потерянном "со-бытии" по образу и подобию Божьему, с тем чтобы утвердить намерение вернуть "райскую" сущность познающего, т. е. достичь конечной цели православной философии. В орбиту познания включаются самые различные предметы материального мира, с тем чтобы выявить их метафизическую цель, направленную на конечное и спасительное поддержание Божественного порядка вещей. Условием такого постижения является интуитивная связь познающего с любым внешним "объектом", открывающим по аналогии смысл провиденциального существования субъекта, к-рый вбирает в себя любые творческие поиски сущего. Рациональные методы А. при всей ее последовательной антиномичности постоянно ограничиваются "законом несамопротиворечия". Тем самым признается принципиальное "безумие" человеческого разума при его обращении к любому предмету познания на основе апофатической тайны Божественного бытия в его абсолютной истине. Эта истина сохраняет свою неприступность и при достижении конечной цели православной философии, к-рая предельно раскрывает лишь свободно-необходимое свойство Троицы, но не ее собственное бытие. Вместе с тем благодаря этому открывается персонифицированная истина, опосредованно "снимающая" все антиномические противоположения в неслиянном единстве всех душевных сил, открывшихся духовному оку познающего в интуитивном видении (вере). Последнее и обусловливает синтетический характер метафизической А., не позволяющей абсолютизировать ту или иную сторону человеческого познания и порабощать себя абсолютной и универсальной "истиной" в ущерб целостности духовного опыта человека. Предложенный митрополитом Платоном кардинальный метод его метафизики не получил последовательного развития даже у тех представителей рус. философии, к-рые исходили непосредственно из православного вероучения (напр., в работах Киреевского, Бухарева, Эрна и др.).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Поможем со сдачей теста
Синонимы:

Смотреть что такое "АНАГОГИЯ" в других словарях:

  • АНАГОГИЯ — (греч. anagogia, от ana вверх, выше, и agein веду). Возвышение духа до созерцания небесных предметов; вдохновение, восторг. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАГОГИЯ греч. anagogia, от an, вверх, и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анагогия — сущ., кол во синонимов: 2 • вдохновение (29) • восторг (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АНАГОГИЯ —    • Άναγώγια, τα,          праздник отъезда, как Καταγώγια праздник возвращения. Жертвоприношения по этим поводам совершали особенно на Эрике в Сицилии, где существовало верование, что почитаемая там Афродита удаляется вместе с посвященными ей… …   Реальный словарь классических древностей

  • Анагогия — (от греч. anago вести вверх, возводить)    метод православной философии, предполагающий синтетическое (рационально интуитивное, философско художественное) познание, исходящее из цели рассматриваемого предмета и синергических (см. Синергизм)… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… …   Реальный словарь классических древностей

  • вдохновение — Влияние, внушение, наитие. Под наитием св. Духа. .. Ср …   Словарь синонимов

  • восторг — Восхищение, ликование, веселье, радость, умиление, упоение, исступление, энтузиазм; фурор. Ср …   Словарь синонимов

  • Аллегория — (греч. άλληγορία иносказание), в экзегетике метод толкования текстов Св. Писания, выходящий за рамки их буквального понимания. Аллегорический метод интерпретации текстов зародился в Древней Греции в философии досократиков, отрицавших буквальное… …   Католическая энциклопедия

  • КЕНОТИЗМ (кенозис) — (греч. kenosis уничижение, истощение) петрологическая (святоотеческая) концепция, подразумевающая Божественное самоуничижение Христа через соединение с физически ограниченной человечностью, вплоть до принятия им вольного страдания и смерти. В… …   Русская философия: словарь

  • ПЛАТОН (в миру Петр Егорович Левшин) — (12(23).07.1737 24.11(6.12). 1812) митрополит Московский (1787), прозванный Вольтером русским Платоном . В 1758 г. окончил Славяно греко латинскую академию и принял монашество. Был законоучителем цесаревича Павла. С 1766 г. архимандрит Троице… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»